Кратко о тонкостях полиграфического производства.

Польза полиграфической продукции неоценима. Начиная с детских раскрасок и заканчивая серьезными деловыми изданиями, полиграфия повсеместно и ежечасно присутствует в нашей жизни. Никакой электронный гаджет не заменит календаря с вашим логотипом, висящего на стене у вашего клиента или поставщика, а какой прибор может заменить буклет, "валяющийся" на заднем сиденье автомобиля, принадлежащего человеку, который может стать вашим клиентом. А чем заменить журналы в залах ожидания, парикмахерских и приемных? Ответ - полиграфия незаменима.   Чем привлечь клиента на выставке? Тут уж точно без листовок, плакатов, каталогов продукции не обойтись. Вероятность того, что потенциальный клиент обратит внимание на вашу продукцию в разы больше, если человек пролистает, содержащий информацию о ней, каталог. Просто так никто не полезет в интернет искать ваш сайт. О пользе полиграфической продукции можно говорить бесконечно.

 

                                       Полиграфическое производство.

Существует множество видов полиграфической продукции. Сложно представить себе современный мир, в котором отсутствуют красочные журналы, удобные информационные буклеты, яркие рекламные листовки и плакаты. Чтобы изготовить все это многообразие, необходим обширный набор полиграфического оборудования. Оно представляет собой дорогостоящие, сложные и тонкие в настройке механизмы. Каждая типография имеет свою собственную направленность, исходя из неё разрабатываются производственные процессы, и определяется конфигурация оборудования.

Офсетная печать.

Типография "Сонечко Плюс" специализируется на офсетной печати журналов, брошюр, каталогов, буклетов, листовок, флаеров, плакатов, календарей. Офсетная печать (в полиграфии, от англ. offset — перенос) — технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Офсетная печать способна создать высококлассную полиграфическую продукцию. С ее помощью возможно отличное воспроизведение мелких деталей и хорошая передача полутонов. Говоря об офсетной печати, можно отметить, что сегодня офсетная печать наиболее популярна и часто используется в полиграфическом производстве для печати каталогов, журналов, брошюр, буклетов, листовок и другой продукции.

 

Основные этапы и принципы изготовления полиграфической продукции способом офсетной печати.

Макет.

Все начинается с работы дизайнера. Придумывается образ будущего полиграфического изделия, на пример брошюры. При этом в специальных программах создаются необходимые элементы стиля, готовятся и обрабатываются изображения, осуществляется верстка (размещение на страницах изделия элементов стиля, изображений, текста и т.д.). Все это делается исходя из требований, которые выдвигает процесс офсетной печати.
После того как подготовлен макет, производится спуск полос. Суть этого процесса заключается в раскладке печатаемого изделия на печатный лист в специальной программе. Далее, используя спуски полос изготавливаются печатные формы. Форма представляет собой металлическую пластину, на которой нанесено тиражируемое изображение. Изображение не имеет четко выраженного рельефа, однако участки, несущие изображение и не несущие его (пробельные), все же отличаются принципиально. Первые — гидрофобные, отталкивающие воду, но зато хорошо принимающие маслосодержащую краску. Вторые — гидрофильные, смачиваемые, задерживающие на поверхности воду или водосодержащие растворы. 
Изображение на печатной форме получают, как правило, с помощью копировальной рамы процессом, близким к обычной фотографии (предварительно новую пластину накрывают пленкой с изображением оригинал-макета и засвечивают ультрафиолетом), а также с помощью более современной технологии CTP (с файла напрямую получают формы, минуя промежуточный этап - пленки). Печатная форма крепится на валу офсетной машины. На каждом обороте вала печатная форма последовательно смачивается увлажняющим раствором, затем — краской, после чего передает изображение на промежуточный носитель — офсетную форму (резиновое полотно, натянутое на офсетный вал). И лишь после этого следует оттиск на бумаге. 
Этап подготовки к началу печати довольно емкий по времени и трудозатратам, поэтому выполнить тираж за несколько часов не представляется возможным. Стоимость подготовительных работ переносится на весь тираж, чем больше будет количество конечных изделий, тем меньше будет стоимость единицы. 
Цветное изображение при этом способе складывается из четырех основных цветов: синий(CYAN), пурпурный(MAGENTA) желтый(YELLOW) и черный(BLACK или контур) сокращенно CMYK. То есть, на листе печатаются точки четырех цветов, и в результате особенностей оптического восприятия, человек видит цветное изображение. Точки располагаются в определенном порядке и под определенным углом для разного цвета, что называется растровой розеткой.

 

 Форматы.

Под форматом можно понимать, как размер материала, так и размер печатаемого на нём изделия.
Форматы могут быть стандартными (А5- 148,5х210мм, А4 – 210х297мм, А3 – 297х420мм, А2 – 420х594мм, А1 – 594х840мм), а могут иметь индивидуальные характеристики.

 

Раскладка.

Раскладка на листе имеет очень большое значение. Ошибка в раскладке может привести к значительным потерям. Так как лист бумаги имеет размер, то на него может поместиться изделие, имеющее размер не более, чем размер печатного поля (размер листа минус технологические поля).
Технологические поля – части листа, необходимые для осуществления технологических процессов. Удержание листа захватами при печати (клапан), шкала контроля печати (плашки) печатается в хвосте, по ним печатник контролирует качество и стабильность печати, по бокам листа располагаются приводные кресты, по ним печатник производит приводку (совмещение) красок.

 

Сложности.

Процесс офсетной печати очень сложен и зависит от множества факторов. Заказывая полиграфическую продукцию полезно знать возможности технологии, что бы потом  избежать недоразумений.

1) Передача цвета.

Сразу следует отметить, что разные люди воспринимают цвета по разному и один и тот же человек воспринимает один и тот же цвет по разному в разных условиях освещения и разных контекстах дизайна.
  С помощью 4-х красок, используемых в офсетной печати, охватывается диапазон спектра значительно меньший, чем видит глаз, а на мониторе мы видим изображения вообще с помощью другой цветовой модели (RGB). Все это часто вызывает сложности при определении качества выполнения заказа.

Существует три варианта печати:
Печать по шкалам контроля печати – основной вариант, соблюдение параметров печати определяется с помощью специальной контрольной шкалы и прибора, который определяет световые плотности плашек, расположенных на ней.

Печать с использованием цветопробы – иногда существует необходимость более точно предвидеть, какая цветовая палитра получится на печати. Для этого изготавливается цветопроба, которая приближенно может ее воспроизвести. Стопроцентного попадания не добиться, т.к. для изготовления цветопробы используется другая технология и материалы.

Печать с использованием пробопечатного оттиска – когда требуется максимальная точность воспроизведения цвета делается тиражный оттиск на печатной машине на бумаге на которой в последствии будет печататься тираж. При чем, тем точнее будет попадание, чем меньший промежуток времени пройдет от момента пробной печати до момента печати основного тиража. 

2) Разнотон.

Процесс офсетной печати нестабилен. Задача печатника после приладки удерживать параметры печати с помощью шкалы контроля в допустимых пределах, на данном этапе развития технологии эти пределы различимы для глаза и исключить полностью разнотон не представляется возможным. Можно в значительной степени снизить эффект разнотона применением заранее смешанных красок (наиболее распространена палитра компании «Panton»), но это не всегда можно использовать и сказывается на стоимости. 

3) Сроки.

Для того, чтобы получить качественное изделие необходимо выдержать технологические временные интервалы (акклиматизация бумаги, сушка после печати и т.д.) что сказывается на времени изготовления. 

4) Особенности материалов.

Существует ряд ограничений по использованию материалов (бумаги, красок).
Например на матовой мелованной бумаге, в результате особенностей мелованного слоя, процесс высыхания краски происходит медленнее. Это приводит к отмару (пачкаеться) при послепечатной обработке. Исключить этот момент можно применением защитного лака, воднодисперсионного (ВД лак) или офсетного или увеличением срока сушки. Усиливает эффект наличие плотных заливок. Наличие таковых на обложках из плотных бумаг просто обязывает использовать лак. Использование металлизированных пантонов также ведет к необходимости последующего покрытия защитным лаком.

При фальцовке плотных бумаг появляются заломы по сгибу, что приводит к необходимости предварительной биговки (продавливание бумаги по линии фальца специальным биговочным ножом), целесообразно при плотности от 200гр. На плотных заливках эффект заломов проявляется уже при 150 гр., биговка на бумаге такой плотности неэффективна, поэтому стоит учитывать данный фактор при разработке макета.

5) Качественная подготовка макетов. 
Залогом высокого качества продукции является качественное выполнение работ на каждом этапе изготовления тиража. Подготовка макета является первым этапом. Визуальное восприятие конечного изделия очень сильно зависит от того, насколько дизайнерское решение соответствует технологии изготовления изделия, как подготовлены изображения, насколько грамотно сделана верстка и учтены технологические требования.

Послепечатная обработка (отделка).

Скрепка.

Одним из самых распространенных видов послепечатной обработки является сшивка на 2 скрепки. Бывает обычная и файловая (для подшивки брошюры в папку) скрепки. В нашей типографии используется тетрадная технология. Печатные листы фальцуются в тетради, которые подбираются в блоки прошиваются скрепкой и обрезаются с трех сторон. Данный вид скрепления имеет ограничение по толщине блока, которое составляет примерно 3,5мм и по количеству полос в блоке, в нашем случае 96 (тетрадка 16 полос).

 

КБС.

Клеевое Бесшвейное Скрепление.
  Технология тетрадная, как и в случае со скрепкой, только тетрадки не накидываются друг на друга а идут последовательно. В нашем случае максимальное кол-во полос 576 при использовании шестнадцатиполосных тетрадок, а толщина блока не должна превышать 50мм. Максимальная толщина листов в блоке при скреплении на КБС не должна превышать 130гр. Это связано с увеличивающимися нагрузками на корешок, с увеличением плотности бумаги, приводящими к его разлому. 

 

Фальцовка.

Сложение (сгибание) листовой продукции. Существует множество вариантов фальцовки. Используется для изготовления буклетов и в тетрадных технологиях изготовления многостраничной продукции.

 

УФлак.

Декоративная послепечатная отделка изделий из бумаги. Наиболее распространен глянцевый УФ лак, часто используется на обложках, похож на глянцевую ламинацию. Существует и матовый вариант (значительно дороже). Есть возможность выборочного лакирования УФ лаком.

 

Ламинация.

Приклеивание на поверхность бумаги сплошной полимерной пленки. 
  Ламинация бывает разной толщины, но для многостраничной продукции ( в основном ламинация обложек) наиболее часто используется 25мкр (глянцевая) и 30мкр (матовая). Матовая дороже.

 

Тиснение.

Декоративная послепечатная отделка фольгой определенных участков на листе. Например, тиснением может быть сделано название издания на обложке.